Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детско-юношеская спортивная школа «Атлет»

Памятка муниципального служащего

Па­мят­ка раз­ра­бота­на в це­лях иск­лю­чения и про­филак­ти­ки про­яв­ле­ний кор­рупци­он­но­го ха­рак­те­ра в от­но­шении му­ници­паль­ных слу­жащих, при осу­щест­вле­нии ими сво­их долж­нос­тных обя­зан­ностей.

 

 

Па­мят­ка пред­назна­чена в пер­вую оче­редь для всех, кто:

 

- счи­та­ет взят­ку пос­тыдным, по­зор­ным и гнус­ным прес­тупле­ни­ем;

- не хо­чет стать по­соб­ни­ком жу­ликов и про­ходим­цев;

- го­тов пос­ту­пить­ся сво­ими ин­те­реса­ми ра­ди то­го, что­бы не уве­личи­валось чис­ло взя­точ­ни­ков;

 

ЧТО ТА­КОЕ ВЗЯТ­КА?

Нес­мотря на предп­ри­нима­емые ме­ры, кор­рупция, яв­ля­ясь не­из­бежным следс­тви­ем из­бы­точ­но­го ад­ми­нист­ри­рова­ния со сто­роны го­сударс­тва, по-преж­не­му серьез­но зат­рудня­ет нор­маль­ное функ­ци­они­рова­ние всех об­щест­вен­ных ме­ханиз­мов, пре­пятс­тву­ет про­веде­нию со­ци­аль­ных пре­об­ра­зова­ний и по­выше­нию эф­фектив­ности на­ци­ональ­ной эко­номи­ки, вы­зыва­ет в рос­сий­ском об­щест­ве серьез­ную тре­вогу и не­дове­рие к го­сударс­твен­ным инс­ти­тутам, соз­да­ет не­гатив­ный имидж Рос­сии на меж­ду­народ­ной аре­не и пра­вомер­но расс­мат­ри­ва­ет­ся как од­на из уг­роз бе­зопас­ности Рос­сий­ской Фе­дера­ции.

Од­ним из серьез­ней­ших прес­тупле­ний про­тив го­сударс­твен­ной влас­ти и   ин­те­ресов му­ници­паль­ной служ­бы  яв­ля­ет­ся по­луче­ние взят­ки.

Взя­точ­ни­чест­во в Рос­сии — не­из­ле­чимая бо­лезнь. Да­же са­мый прос­той воп­рос иной раз не­воз­можно ре­шить, не дав взят­ку.

ВЗЯ­ТОЧ­НИ­ЧЕСТ­ВО

Взя­точ­ни­чест­во, вклю­ча­ющее в се­бя по­луче­ние (ст. 290 УК РФ) и да­чу взят­ки (ст. 291 УК РФ), яв­ля­ет­ся тяж­ким прес­тупле­ни­ем, дес­та­били­зиру­ющим де­ятель­ность ор­га­нов го­сударс­твен­ной влас­ти, ор­га­нов мест­но­го са­мо­уп­равле­ния и му­ници­паль­ных слу­жащих, под­ры­ва­ющим го­сударс­твен­ную дис­ципли­ну, на­руша­ющим ох­ра­ня­емые за­коном пра­ва и ин­те­ресы граж­дан.

 

По­луче­ние взят­ки

1. По­луче­ние долж­нос­тным ли­цом лич­но или че­рез пос­редни­ка взят­ки в ви­де де­нег, цен­ных бу­маг, ино­го иму­щест­ва или вы­год иму­щест­вен­но­го ха­рак­те­ра за дей­ствия (без­дей­ствие) в поль­зу взят­ко­дате­ля или предс­тав­ля­емых им лиц, ес­ли та­кие дей­ствия (без­дей­ствие) вхо­дят в слу­жеб­ные пол­но­мочия долж­нос­тно­го ли­ца ли­бо оно в си­лу долж­нос­тно­го по­ложе­ния мо­жет спо­собс­тво­вать та­ким дей­стви­ям (без­дей­ствию), а рав­но за об­щее пок­ро­витель­ство или по­пус­ти­тель­ство по служ­бе — на­казы­ва­ет­ся штра­фом в раз­ме­ре от ста ты­сяч до пя­тисот ты­сяч руб­лей или в раз­ме­ре за­работ­ной пла­ты или ино­го до­хода осуж­денно­го за пе­ри­од от од­но­го го­да до трех лет ли­бо ли­шени­ем сво­боды на срок до пя­ти лет с ли­шени­ем пра­ва за­нимать оп­ре­делен­ные долж­нос­ти или за­нимать­ся оп­ре­делен­ной де­ятель­ностью на срок до трех лет.

2. По­луче­ние долж­нос­тным ли­цом взят­ки за не­закон­ные дей­ствия (без­дей­ствие) — на­казы­ва­ет­ся ли­шени­ем сво­боды на срок от трех до се­ми лет с ли­шени­ем пра­ва за­нимать оп­ре­делен­ные долж­нос­ти или за­нимать­ся оп­ре­делен­ной де­ятель­ностью на срок до трех лет.

3. Де­яния, пре­дус­мотрен­ные час­тя­ми пер­вой или вто­рой нас­то­ящей статьи, со­вер­шенные ли­цом, за­нима­ющим го­сударс­твен­ную долж­ность Рос­сий­ской Фе­дера­ции или го­сударс­твен­ную долж­ность субъек­та Рос­сий­ской Фе­дера­ции, а рав­но гла­вой ор­га­на мест­но­го са­мо­уп­равле­ния, -

на­казы­ва­ют­ся ли­шени­ем сво­боды на срок от пя­ти до де­сяти лет с ли­шени­ем пра­ва за­нимать оп­ре­делен­ные долж­нос­ти или за­нимать­ся оп­ре­делен­ной де­ятель­ностью на срок до трех лет.

4. Де­яния, пре­дус­мотрен­ные час­тя­ми пер­вой, вто­рой или третьей нас­то­ящей статьи, ес­ли они со­вер­ше­ны:

а) груп­пой лиц по пред­ва­ритель­но­му сго­вору или ор­га­низо­ван­ной груп­пой;

б) ут­ра­тил си­лу;

в) с вы­мога­тель­ством взят­ки;

г) в круп­ном раз­ме­ре, — на­казы­ва­ют­ся ли­шени­ем сво­боды на срок от се­ми до две­над­ца­ти лет со штра­фом в раз­ме­ре до од­но­го мил­ли­она руб­лей или в раз­ме­ре за­работ­ной пла­ты или ино­го до­хода осуж­денно­го за пе­ри­од до пя­ти лет ли­бо без та­ково­го.

При­меча­ние. Круп­ным раз­ме­ром взят­ки приз­на­ют­ся сум­ма де­нег, сто­имость цен­ных бу­маг, ино­го иму­щест­ва или вы­год иму­щест­вен­но­го ха­рак­те­ра, пре­выша­ющие сто пять­де­сят ты­сяч руб­лей.

Ос­во­бож­да­ет­ся от уго­лов­ной от­ветс­твен­ности ли­цо, со­об­щившее ор­га­ну, име­юще­му пра­во воз­бу­дить уго­лов­ное де­ло (про­кура­тура, ми­лиция, ор­га­ны следс­твия и доз­на­ния), о да­че взят­ки долж­нос­тно­му ли­цу или о не­закон­ной пе­реда­че ли­цу, вы­пол­ня­юще­му уп­равлен­ческие функ­ции в ком­мерчес­кой или иной ор­га­низа­ции, де­нег, цен­ных бу­маг, ино­го иму­щест­ва, со­об­ще­ние (пись­мен­ное или уст­ное) долж­но быть доб­ро­воль­ным не­зави­симо от мо­тивов, ко­торы­ми ру­ководс­тво­вал­ся за­яви­тель. Не мо­жет приз­на­вать­ся доб­ро­воль­ным со­об­ще­ние, сде­лан­ное в свя­зи с тем, что о да­че взят­ки или ком­мерчес­ком под­ку­пе ста­ло из­вест­но ор­га­нам влас­ти.

 

Да­ча взят­ки

1. Да­ча взят­ки долж­нос­тно­му ли­цу лич­но или че­рез пос­редни­ка — на­казы­ва­ет­ся штра­фом в раз­ме­ре до двух­сот ты­сяч руб­лей или в раз­ме­ре за­работ­ной пла­ты или ино­го до­хода осуж­денно­го за пе­ри­од до во­сем­надца­ти ме­сяцев, ли­бо исп­ра­витель­ны­ми ра­бота­ми на срок от од­но­го го­да до двух лет, ли­бо арес­том на срок от трех до шес­ти ме­сяцев, ли­бо ли­шени­ем сво­боды на срок до трех лет.

2. Да­ча взят­ки долж­нос­тно­му ли­цу за со­вер­ше­ние им за­ведо­мо не­закон­ных дей­ствий (без­дей­ствие) — на­казы­ва­ет­ся штра­фом в раз­ме­ре от ста ты­сяч до пя­тисот ты­сяч руб­лей или в раз­ме­ре за­работ­ной пла­ты или ино­го до­хода осуж­денно­го за пе­ри­од от од­но­го го­да до трех лет ли­бо ли­шени­ем сво­боды на срок до вось­ми лет.

При­меча­ние. Ли­цо, дав­шее взят­ку, ос­во­бож­да­ет­ся от уго­лов­ной от­ветс­твен­ности, ес­ли име­ло мес­то вы­мога­тель­ство взят­ки со сто­роны долж­нос­тно­го ли­ца или ес­ли ли­цо доб­ро­воль­но со­об­щи­ло ор­га­ну, име­юще­му пра­во воз­бу­дить уго­лов­ное де­ло, о да­че взят­ки.

Это две сто­роны од­ной прес­тупной ме­дали: ес­ли речь идет о взят­ке, это зна­чит, что есть тот, кто по­луча­ет взят­ку (взят­ко­полу­чатель) и тот, кто ее да­ет (взят­ко­датель).

По­луче­ние взят­ки – од­но из са­мых опас­ных долж­нос­тных прес­тупле­ний, осо­бен­но ес­ли оно со­вер­ша­ет­ся груп­пой лиц или соп­ро­вож­да­ет­ся вы­мога­тель­ством, ко­торое зак­лю­ча­ет­ся в по­луче­нии долж­нос­тным ли­цом пре­иму­ществ и вы­год за за­кон­ные или не­закон­ные дей­ствия (без­дей­ствие).

Да­ча взят­ки – прес­тупле­ние, нап­равлен­ное на скло­нение долж­нос­тно­го ли­ца к со­вер­ше­нию за­кон­ных или не­закон­ных дей­ствий (без­дей­ствия), ли­бо пре­дос­тавле­нию, по­луче­нию ка­ких-ли­бо пре­иму­ществ в поль­зу да­юще­го, в том чис­ле за об­щее пок­ро­витель­ство или по­пус­ти­тель­ство по служ­бе.

ОС­НОВНЫЕ ПРИ­ЧИНЫ ПО­ЛУЧЕ­НИЯ И ДА­ЧИ ВЗЯТ­КИ

Во-пер­вых, это пла­теж за ус­ко­рение при­нятия ре­шения вхо­дяще­го в круг слу­жеб­ных обя­зан­ностей долж­нос­тно­го ли­ца. Предп­ри­нима­телю вы­год­нее дать взят­ку и быст­ро, нап­ри­мер, по­лучить ли­цен­зию на тор­говлю спирт­ны­ми на­пит­ка­ми, чем ждать ре­шения сво­его воп­ро­са.

Во-вто­рых, это пла­теж за при­ос­та­нов­ку (ос­та­нов­ку) дей­ствий чи­нов­ни­ка по ис­полне­нию им сво­их обя­зан­ностей. Нап­ри­мер, неп­ри­нятие вра­чом са­нэпи­демс­тан­ции мер к на­руши­телю тре­бова­ний са­нитар­ных норм за оп­ре­делен­ное воз­награж­де­ние.

В-третьих, это пла­теж за под­куп са­мого чи­нов­ни­ка, для то­го что­бы он, ос­та­ва­ясь слу­жащим в го­сударс­твен­ных или му­ници­паль­ных ор­га­нах, за­ботил­ся о ко­рыст­ных ин­те­ресах взят­ко­дате­ля.

ВЗЯТ­КОЙ МО­ГУТ БЫТЬ

Обя­затель­ным приз­на­ком по­луче­ния взят­ки яв­ля­ет­ся пред­мет прес­тупле­ния.

Пред­ме­том взят­ки мо­гут быть лю­бые ма­тери­аль­ные цен­ности: день­ги, в том чис­ле иност­ран­ная ва­люта, иные ва­лют­ные цен­ности (нап­ри­мер, че­ки, акк­ре­дити­вы), цен­ные бу­маги (ак­ции, об­ли­гации, складс­кие сви­детель­ства), дра­гоцен­ные ме­тал­лы (зо­лото, се­реб­ро, пла­тина) и дра­гоцен­ные кам­ни (ал­ма­зы, изум­ру­ды, сап­фи­ры, ру­бины и др.), про­доволь­ствен­ные и про­мыш­ленные то­вары, нед­ви­жимое иму­щест­во, а так­же раз­лично­го ро­да ус­лу­ги иму­щест­вен­но­го ха­рак­те­ра, ока­зыва­емые взят­ко­полу­чате­лю без­возмезд­но, хо­тя в прин­ци­пе они под­ле­жат оп­ла­те, или по яв­но за­нижен­ной сто­имос­ти. Это мо­жет быть пре­дос­тавле­ние са­натор­ных или ту­рис­ти­чес­ких пу­тевок, про­езд­ных би­летов, оп­ла­та рас­хо­дов и разв­ле­чений долж­нос­тно­го ли­ца, про­из­водс­тво ре­монт­ных, стро­итель­ных и дру­гих ра­бот и т.д.

Взят­ка мо­жет быть за­ву­али­рова­на в ви­де бан­ковс­кой ссу­ды ли­бо по­луче­ния де­нег в долг или под ви­дом по­гаше­ния не­сущест­ву­юще­го дол­га ли­ца пос­редс­твом про­дажи-по­куп­ки цен­ных ве­щей за бес­це­нок, по яв­но за­нижен­ной це­не или, нап­ро­тив, пу­тем по­куп­ки-про­дажи ве­щи по яв­но за­вышен­ной це­не.

Взят­ка мо­жет осу­щест­влять­ся пу­тем зак­лю­чения фик­тивных тру­довых сог­ла­шений и вып­ла­ты по ним взят­ко­полу­чате­лю, его родс­твен­ни­кам или иным до­верен­ным ли­цам за­работ­ной пла­ты или пре­мии за яко­бы про­из­ве­ден­ную ими ра­боту, ока­зан­ную тех­ни­чес­кую по­мощь, ли­бо в ви­де за­вышен­ных го­нора­ров за лек­ци­он­ную де­ятель­ность и ли­тера­тур­ные ра­боты.

Уго­лов­ный Ко­декс РФ чет­ко рег­ла­мен­ти­ру­ет на­каза­ние за по­луче­ние и да­чу взят­ки и дос­та­точ­но жест­ко на­казы­ва­ет и взят­ко­дате­ля, и взят­ко­полу­чате­ля.

Взят­ко­полу­чате­лем мо­жет быть приз­на­но толь­ко ли­цо – предс­та­витель влас­ти или чи­нов­ник, вы­пол­ня­ющий ор­га­низа­ци­он­но-рас­по­ряди­тель­ные или ад­ми­нист­ра­тив­но-хо­зяй­ствен­ные функ­ции.

Предс­та­витель влас­ти – это му­ници­паль­ный или го­сударс­твен­ный чи­нов­ник лю­бого ран­га – слу­жащий об­ласт­ной, район­ной, го­родс­кой или сель­ской лю­бого уч­режде­ния, предп­ри­ятия, пра­во­ох­ра­нитель­но­го ор­га­на, во­инс­кой час­ти или во­ен­ко­мата, судья, про­курор, сле­дова­тель, де­путат за­коно­датель­но­го ор­га­на и т.д.

Ли­цо, ко­торое вы­пол­ня­ет пос­то­ян­но, вре­мен­но или по спе­ци­аль­но­му пол­но­мочию ор­га­низа­ци­он­но-рас­по­ряди­тель­ные или ад­ми­нист­ра­тив­но-хо­зяй­ствен­ные функ­ции в ор­га­нах мест­но­го са­мо­уп­равле­ния, а так­же му­ници­паль­ных ор­га­низа­ци­ях и уч­режде­ни­ях яв­ля­ет­ся долж­нос­тным ли­цом. Ра­бот­ни­ки му­ници­паль­ных ор­га­нов и уч­режде­ний, ко­торые вы­пол­ня­ют лишь про­фес­си­ональ­ные или тех­ни­чес­кие функ­ции, к долж­нос­тным ли­цам не от­но­сят­ся, нап­ри­мер сек­ре­тари, кон­суль­тан­ты, убор­щи­цы. Предп­ри­нима­тель не расс­мат­ри­ва­ет­ся за­коно­дате­лем как воз­можный субъект по­луче­ния взят­ки, и дан­ный мо­мент спо­рен.

Субъек­том прес­тупле­ния да­чи взят­ки яв­ля­ет­ся лю­бое вме­ня­емое ли­цо, дос­тигшее 16 лет.

ОТ­ВЕТС­ТВЕН­НОСТЬ ЗА ВЗЯ­ТОЧ­НИ­ЧЕСТ­ВО

На­руше­ние

На­каза­ние

Ос­но­вание

Да­ча взят­ки предс­та­вите­лю влас­ти

- штраф до 500 000 руб.;

- ли­шение сво­боды на срок до 8 лет

ст.291 УК РФ

По­луче­ние взят­ки

- штраф от 100 000 руб. до 500 000 руб.;

- ли­шение сво­боды на срок до 7 лет

ч.1 и 2 ст.290 УК РФ

Вы­мога­тель­ство взят­ки

- ли­шение сво­боды на срок от 7 до 12 лет со штра­фом в раз­ме­ре до 1 млн.руб. или без штра­фа

ч.4 ст.290 УК РФ

Про­вока­ция взят­ки

- штраф до 200 000 руб.;

- ли­шение сво­боды на срок до 5 лет

ст.304 УК РФ

 

А так­же:

1. Ес­ли прес­тупле­ние со­вер­шенно груп­пой лиц по пред­ва­ритель­но­му сго­вору с вы­мога­тель­ством  или в круп­ном раз­ме­ре (свы­ше 150 тыс.руб.) – ли­шение сво­боды на срок от 7 до 12 лет со штра­фом в раз­ме­ре до 1 млн.руб.;

2. Ес­ли прес­тупле­ние со­вер­ше­но ли­цом, за­нима­ющим долж­ность гла­вы ор­га­на мест­но­го са­мо­уп­равле­ния и ря­дом дру­гих выс­ших долж­нос­тных лиц (гла­вой му­ници­паль­но­го об­ра­зова­ния) – ли­шение сво­боды на срок от 5 до 10 лет;

3. Ес­ли взят­ка по­луче­на за не­закон­ные дей­ствия (без­дей­ствия) долж­нос­тно­го ли­ца – ли­шение сво­боды на срок от 3 до 7 лет;

4. Ес­ли взят­ка по­луче­на за дей­ствия, ко­торые вхо­дят в слу­жеб­ные пол­но­мочия долж­нос­тно­го ли­ца:

- ли­шение сво­боды на срок до 5 лет;

- штраф в раз­ме­ре от 100 тыс. до 500 тыс.руб. или штраф в раз­ме­ре до­хода осуж­денно­го от 1 го­да до 3 лет.

ЧТО ТА­КОЕ ПОД­КУП?

В ус­ло­ви­ях ры­ноч­ной эко­номи­ки сох­ра­нение ком­мерчес­кой тай­ны име­ет очень боль­шое зна­чение для ус­пешной кон­ку­рент­ной борь­бы.

В Конс­ти­туции РФ га­ран­ти­ру­ет­ся под­держ­ка кон­ку­рен­ции, сво­бода эко­номи­чес­кой де­ятель­нос­ти (ст.8). Ре­али­заци­ей этих га­ран­тий яв­ля­ет­ся ус­та­нов­ле­ние уго­лов­ной от­ветс­твен­ности за ком­мерчес­кий под­куп, так как го­сударс­тво за­ин­те­ресо­вано в том, что­бы все ра­бот­ни­ки чест­но вы­пол­ня­ли свои обя­зан­ности.

Про­вока­ция взят­ки ли­бо ком­мерчес­ко­го под­ку­па (т. 304 УК РФ)

Про­вока­ция взят­ки ли­бо ком­мерчес­ко­го под­ку­па, то есть по­пыт­ка пе­реда­чи долж­нос­тно­му ли­цу ли­бо ли­цу, вы­пол­ня­юще­му уп­равлен­ческие функ­ции в ком­мерчес­ких или иных ор­га­низа­ци­ях, без его сог­ла­сия де­нег, цен­ных бу­маг, ино­го иму­щест­ва или ока­зания ему ус­луг иму­щест­вен­но­го ха­рак­те­ра в це­лях ис­кусс­твен­но­го соз­да­ния до­каза­тель­ств со­вер­ше­ния прес­тупле­ния ли­бо шан­та­жа, — на­казы­ва­ет­ся штра­фом в раз­ме­ре до двух­сот ты­сяч руб­лей или в раз­ме­ре за­работ­ной пла­ты или ино­го до­хода осуж­денно­го за пе­ри­од до во­сем­надца­ти ме­сяцев ли­бо ли­шени­ем сво­боды на срок до пя­ти лет с ли­шени­ем пра­ва за­нимать оп­ре­делен­ные долж­нос­ти или за­нимать­ся оп­ре­делен­ной де­ятель­ностью на срок до трех лет или без та­ково­го.

Ком­мерчес­кий под­куп (ст.204 УК РФ)

1. Не­закон­ная пе­реда­ча ли­цу, вы­пол­ня­юще­му уп­равлен­ческие функ­ции в ком­мерчес­кой или иной ор­га­низа­ции, де­нег, цен­ных бу­маг, ино­го иму­щест­ва, а рав­но не­закон­ное ока­зание ему ус­луг иму­щест­вен­но­го ха­рак­те­ра за со­вер­ше­ние дей­ствий (без­дей­ствия) в ин­те­ресах да­юще­го в свя­зи с за­нима­емым этим ли­цом слу­жеб­ным по­ложе­ни­ем — на­казы­ва­ют­ся штра­фом в раз­ме­ре до двух­сот ты­сяч руб­лей или в раз­ме­ре за­работ­ной пла­ты или ино­го до­хода осуж­денно­го за пе­ри­од до во­сем­надца­ти ме­сяцев, ли­бо ли­шени­ем пра­ва за­нимать оп­ре­делен­ные долж­нос­ти или за­нимать­ся оп­ре­делен­ной де­ятель­ностью на срок до двух лет, ли­бо ог­ра­ниче­ни­ем сво­боды на срок до двух лет, ли­бо ли­шени­ем сво­боды на срок до трех лет.

2. Те же де­яния, со­вер­шенные груп­пой лиц по пред­ва­ритель­но­му сго­вору или ор­га­низо­ван­ной груп­пой, — на­казы­ва­ют­ся штра­фом в раз­ме­ре от ста ты­сяч до трех­сот ты­сяч руб­лей или в раз­ме­ре за­работ­ной пла­ты или ино­го до­хода осуж­денно­го за пе­ри­од от од­но­го го­да до двух лет, ли­бо ог­ра­ниче­ни­ем сво­боды на срок до че­тырех лет, ли­бо арес­том на срок от трех до шес­ти ме­сяцев, ли­бо ли­шени­ем сво­боды на срок до че­тырех лет.

3. Не­закон­ное по­луче­ние ли­цом, вы­пол­ня­ющим уп­равлен­ческие функ­ции в ком­мерчес­кой или иной ор­га­низа­ции, де­нег, цен­ных бу­маг, ино­го иму­щест­ва, а рав­но не­закон­ное поль­зо­вание ус­лу­гами иму­щест­вен­но­го ха­рак­те­ра за со­вер­ше­ние дей­ствий (без­дей­ствия) в ин­те­ресах да­юще­го в свя­зи с за­нима­емым этим ли­цом слу­жеб­ным по­ложе­ни­ем — на­казы­ва­ют­ся штра­фом в раз­ме­ре от ста ты­сяч до пя­тисот ты­сяч руб­лей или в раз­ме­ре за­работ­ной пла­ты или ино­го до­хода осуж­денно­го за пе­ри­од от од­но­го го­да до трех лет ли­бо ли­шени­ем сво­боды на срок до се­ми лет с ли­шени­ем пра­ва за­нимать оп­ре­делен­ные долж­нос­ти или за­нимать­ся оп­ре­делен­ной де­ятель­ностью на срок до трех лет.

4. Де­яния, пре­дус­мотрен­ные частью третьей нас­то­ящей статьи, ес­ли они:

а) со­вер­ше­ны груп­пой лиц по пред­ва­ритель­но­му сго­вору или ор­га­низо­ван­ной груп­пой;

б) соп­ря­жены с вы­мога­тель­ством пред­ме­та под­ку­па, — на­казы­ва­ют­ся ли­шени­ем сво­боды на срок от се­ми до две­над­ца­ти лет со штра­фом в раз­ме­ре до од­но­го мил­ли­она руб­лей или в раз­ме­ре за­работ­ной пла­ты или ино­го до­хода осуж­денно­го за пе­ри­од до пя­ти лет ли­бо без та­ково­го с ли­шени­ем пра­ва за­нимать оп­ре­делен­ные долж­нос­ти или за­нимать­ся оп­ре­делен­ной де­ятель­ностью на срок до трех лет.

При­меча­ние. Ли­цо, со­вер­шившее де­яния, пре­дус­мотрен­ные час­тя­ми пер­вой или вто­рой нас­то­ящей статьи, ос­во­бож­да­ет­ся от уго­лов­ной от­ветс­твен­ности, ес­ли в от­но­шении его име­ло мес­то вы­мога­тель­ство или ес­ли это ли­цо доб­ро­воль­но со­об­щи­ло о под­ку­пе ор­га­ну, име­юще­му пра­во воз­бу­дить уго­лов­ное де­ло.

По­это­му об­щие приз­на­ки прес­тупно­го де­яния при взя­точ­ни­чест­ве и ком­мерчес­ком под­ку­пе сов­па­да­ют. Как и взя­точ­ни­чест­во, ком­мерчес­кий под­куп име­ет дву­еди­ный ха­рак­тер (да­ча-по­луче­ние ма­тери­аль­ных цен­ностей или ма­тери­аль­ной вы­годы). Как и при взя­точ­ни­чест­ве, раз­де­ля­ет­ся от­ветс­твен­ность за пе­реда­чу ма­тери­аль­ных цен­ностей и за их не­закон­ное по­луче­ние.

К не­ком­мерчес­кой ор­га­низа­ции, ко­торая не яв­ля­ет­ся ор­га­ном мест­но­го са­мо­уп­равле­ния, му­ници­паль­ным уч­режде­ни­ем, в со­от­ветс­твии с граж­данс­ким за­коно­датель­ством от­но­сят­ся пот­ре­битель­ский ко­опе­ратив, об­щест­вен­ное объеди­нение или ре­лиги­оз­ная ор­га­низа­ция, бла­гот­во­ритель­ные и иные фон­ды, а так­же уч­режде­ние, ко­торое соз­да­ет­ся собс­твен­ни­ком для осу­щест­вле­ния уп­равлен­ческих, со­ци­аль­но-куль­тур­ных или иных функ­ций не­ком­мерчес­ко­го ха­рак­те­ра (ст. 50, 120 ГК РФ).

Субъек­том прес­тупле­ния да­чи не­закон­но­го воз­награж­де­ния в це­лях ком­мерчес­ко­го под­ку­па мо­жет быть лю­бое ли­цо, дос­тигшее 16-лет­не­го воз­раста.

Субъек­том по­луче­ния пред­ме­та под­ку­па яв­ля­ет­ся ра­бот­ник ком­мерчес­кой или иной ор­га­низа­ции, вы­пол­ня­ющий уп­равлен­ческие функ­ции (нап­ри­мер, ге­нераль­ный ди­рек­тор, ком­мерчес­кий ди­рек­тор, стар­ший ме­нед­жер, глав­ный бух­галтер, за­веду­ющий от­де­лом).

 

ВЗЯТ­КА ИЛИ ПОД­КУП ЧЕ­РЕЗ ПОС­РЕДНИ­КА

Взят­ка не­ред­ко да­ет­ся и бе­рет­ся че­рез пос­редни­ков – под­чи­нен­ных  сот­рудни­ков, ин­ди­виду­аль­ных предп­ри­нима­телей, ра­бот­ни­ков пос­редни­чес­ких фирм, ко­торые расс­мат­ри­ва­ют­ся Уго­лов­ным ко­дек­сом Рос­сий­ской Фе­дера­ции как по­соб­ни­ки прес­тупле­ния.

Ком­мерчес­кий под­куп мо­жет осу­щест­влять­ся че­рез пос­редни­ков – под­чи­нен­ных сот­рудни­ков, парт­не­ру по биз­не­су, спе­ци­аль­но на­нятых лиц,

ко­торые так­же расс­мат­ри­ва­ют­ся Уго­лов­ным ко­дек­сом Рос­сий­ской Фе­дера­ции, как по­соб­ни­ки прес­тупле­ния.

Граж­да­нин, дав­ший взят­ку или со­вер­шивший ком­мерчес­кий под­куп, мо­жет быть ос­во­бож­ден от от­ветс­твен­ности, ес­ли:

- ус­та­нов­лен  факт вы­мога­тель­ства;

- граж­да­нин доб­ро­воль­но со­об­щил в пра­во­ох­ра­нитель­ные ор­га­ны о со­де­ян­ном.

Не мо­жет быть приз­на­но доб­ро­воль­ным за­яв­ле­ние о да­че взят­ки или ком­мерчес­ком под­ку­пе, ес­ли пра­во­ох­ра­нитель­ным ор­га­нам ста­ло из­вест­но об этом из дру­гих ис­точни­ков.

За­ведо­мо лож­ный до­нос о вы­мога­тель­стве взят­ки или ком­мерчес­ком под­ку­пе расс­мат­ри­ва­ет­ся Уго­лов­ным ко­дек­сом Рос­сий­ской Фе­дера­ции  как прес­тупле­ние и на­казы­ва­ет­ся ли­шени­ем сво­боды на срок до 6 ме­сяцев (ст.306 УК РФ).

Взят­ка мо­жет быть пред­ло­жена как на пря­мую («ес­ли воп­рос бу­дет ре­шен в на­шу поль­зу, то по­лучи­те …….»), так и кос­венным об­ра­зом.

МОЖ­НО ЛИ ДОЛЖ­НОС­ТНО­МУ ЛИ­ЦУ ОБЕ­ЗОПА­СИТЬ

 

СЕ­БЯ ОТ ПРО­ВОКА­ЦИИ ВЗЯТ­КИ?

Да, впол­не мож­но, ес­ли при­дер­жи­вать­ся оп­ре­делен­ных, дос­та­точ­но прос­тых для соб­лю­дения, пра­вил, ос­новны­ми из ко­торых яв­ля­ют­ся сле­ду­ющие:

1) ста­рай­тесь всег­да вес­ти при­ем по­сети­телей, об­ра­ща­ющих­ся к вам за ре­шени­ем ка­ких-ли­бо лич­ных или слу­жеб­ных воп­ро­сов, в при­сутс­твии дру­гих лиц;

2) вес­ти се­бя край­не ос­то­рож­но, веж­ли­во, без за­ис­ки­вания, не до­пус­кая оп­ро­мет­чи­вых выс­ка­зыва­ний, ко­торые мог­ли бы трак­то­вать­ся взят­ко­дате­лем ли­бо как го­тов­ность, ли­бо как ка­тего­ричес­кий  от­каз при­нять взят­ку;

3) убе­рите с ра­боче­го сто­ла до­кумен­ты и дру­гие пред­ме­ты, под ко­торые мож­но не­замет­но по­ложить день­ги;

4) ес­ли вам про­тив ва­шей во­ли пы­та­ют­ся пе­редать де­неж­ные средс­тва, вру­чить ка­кой-ли­бо по­дарок, отк­ры­то, гром­ко, нед­вусмыс­ленно, сло­вами и жес­та­ми выс­ка­жите свое не­гатив­ное к это­му от­но­шение (пом­ни­те, что про­вока­тор взят­ки мо­жет вес­ти скры­тую ауди­оза­пись или ви­де­осъем­ку ва­шей с ним бе­седы);

5) вни­матель­но выс­лу­шать и точ­но за­пом­нить пред­ло­жен­ные Вам ус­ло­вия (раз­ме­ры сумм, на­име­нова­нии то­варов и ха­рак­тер ус­луг, сро­ки и спо­собы пе­реда­чи взят­ки, фор­ма ком­мерчес­ко­го под­ку­па, пос­ле­дова­тель­ность ре­шения воп­ро­сов);

6) не бе­рите ини­ци­ати­ву в раз­го­воре на се­бя, боль­ше «ра­ботай­те на при­ем», поз­во­ляй­те по­тен­ци­аль­но­му взят­ко­полу­чате­лю «вы­гово­рить­ся», со­об­щить Вам как мож­но боль­ше ин­форма­ции;

7) ес­ли вы об­на­ружи­ли у се­бя на ра­бочем сто­ле, в шка­фу, в ящи­ке сто­ла, в кар­ма­нах одеж­ды и т.д. ка­кой-ли­бо нез­на­комый вам пред­мет (па­кет, кон­верт, ко­роб­ку, свер­ток и т.п.), ни в ко­ем слу­чае не тро­гай­те его, приг­ла­сите ко­го-ли­бо из сос­лу­жив­цев, вмес­те пос­мотри­те, что на­ходит­ся внут­ри. Ес­ли там на­ходит­ся то, что мож­но счи­тать взят­кой, не­мед­ленно про­ин­форми­руй­те сво­его не­пос­редс­твен­но­го на­чаль­ни­ка;

9) обо всех пос­ту­пив­ших пред­ло­жени­ях и по­пыт­ках дать вам взят­ку в пись­мен­ном ви­де ин­форми­руй­те сво­его не­пос­редс­твен­но­го ру­ково­дите­ля;

10) ни­ког­да не сог­ла­шай­тесь на пред­ло­жения нез­на­комых и ма­лоз­на­комых лиц встре­тить­ся для об­сужде­ния ка­ких-ли­бо слу­жеб­ных или лич­ных воп­ро­сов вне слу­жеб­но­го ка­бине­та (на ули­це, в об­щест­вен­ном транс­пор­те, в ав­то­моби­ле, в ка­фе и т.п.);

11) ка­тего­ричес­ки зап­ре­тите сво­им родс­твен­ни­кам без ва­шего ве­дома при­нимать ка­кие-ли­бо ма­тери­аль­ные цен­ности (день­ги, по­дар­ки и т.п.) от ко­го бы то ни бы­ло.

КОС­ВЕННЫЕ ПРИЗ­НА­КИ ПРЕД­ЛО­ЖЕНИЯ ВЗЯТ­КИ

  1. Раз­го­вор о воз­можной взят­ке но­сит инос­ка­затель­ный ха­рак­тер, речь взят­ко­дате­ля сос­то­ит из од­нослож­ных пред­ло­жений, не со­дер­жа­щих отк­ры­тых за­яв­ле­ний о том, что при  по­ложи­тель­ном ре­шении спор­но­го воп­ро­са он пе­редаст ему день­ги или ока­жет ка­кие-ли­бо ус­лу­ги; ни­какие «опас­ные» вы­раже­ния при этом не до­пус­ка­ют­ся;
  2. В хо­де бе­седы взят­ко­датель, при на­личии сви­дете­лей или аудио, ви­де­отех­ни­ки, жес­та­ми или ми­микой да­ет по­нять, что го­тов об­су­дить воз­можнос­ти ре­шения это­го воп­ро­са в дру­гой  обс­та­нов­ке (в дру­гое вре­мя, в дру­гом мес­те);
  3. Сум­ма или ха­рак­тер взят­ки не оз­ву­чива­ют­ся; вмес­те с тем со­от­ветс­тву­ющие циф­ры мо­гут быть на­писа­ны на лист­ке бу­маги, наб­ра­ны на каль­ку­лято­ре или компьюте­ре и про­демонс­три­рова­ны по­тен­ци­аль­но­му взят­ко­полу­чате­лю;
  4. Взят­ко­датель мо­жет не­ожи­дан­но пе­ре­ад­ре­совать про­дол­же­ние кон­такта дру­гому че­лове­ку, нап­ря­мую не свя­зан­но­му с ре­шени­ем воп­ро­са.

Приз­на­ки ком­мерчес­ко­го под­ку­па ана­логич­ны приз­на­кам взят­ки.

Вни­мание! Вас мо­гут про­воци­ровать на по­луче­ние взят­ки или ком­мерчес­кий под­куп с целью комп­ро­мета­ции и шель­мо­вания!

ЧТО СЛЕ­ДУ­ЕТ ВАМ ПРЕДП­РИ­НЯТЬ СРА­ЗУ ПОС­ЛЕ СВЕР­ШИВШЕ­ГОСЯ ФАК­ТА ПРЕД­ЛО­ЖЕНИЯ ВЗЯТ­КИ?

  1. До­ложить о дан­ном фак­те слу­жеб­ной за­пис­кой сво­ему не­пос­редс­твен­но­му ру­ково­дите­лю.
  2. Об­ра­тить­ся с уст­ным или пись­мен­ным об­ра­щени­ем о го­товя­щем­ся прес­тупле­нии в пра­во­ох­ра­нитель­ные ор­га­ны.

В слу­чае пред­ло­жения взят­ки со сто­роны сот­рудни­ков ор­га­нов внут­ренних дел, бе­зопас­ности и дру­гих пра­во­ох­ра­нитель­ных ор­га­нов, Вы мо­жете об­ра­щать­ся не­пос­редс­твен­но  в под­разде­ления собс­твен­ной бе­зопас­ности этих ор­га­нов, ко­торые за­нима­ют­ся воп­ро­сами пе­ресе­чения прес­тупле­ний, со­вер­ша­емых их сот­рудни­ками.

3. По­пасть на при­ем к ру­ково­дите­лю пра­во­ох­ра­нитель­но­го ор­га­на, ку­да Вы об­ра­тились с со­об­ще­ни­ем о пред­ло­жении Вам взят­ки.

4. На­писать за­яв­ле­ние о фак­те пред­ло­жения Вам взят­ки, в ко­тором точ­но ука­зать:

- кто из долж­нос­тных лиц (фа­милия, имя, от­чест­во, долж­ность, уч­режде­ние) пред­ла­га­ет Вам взят­ку;

- ка­кова сум­ма и ха­рак­тер пред­ла­га­емой взят­ки;

- за ка­кие конк­рет­но дей­ствия (или без­дей­ствия) Вам пред­ла­га­ют взят­ку;

- в ка­кое вре­мя, в ка­ком мес­те и ка­ким об­ра­зом долж­на про­изой­ти не­пос­редс­твен­ная пе­реда­ча взят­ки;

- в даль­ней­шем дей­ство­вать в со­от­ветс­твии с ука­зани­ями пра­во­ох­ра­нитель­но­го ор­га­на.

ЭТО ВАЖ­НО ЗНАТЬ!

Уст­ные со­об­ще­ния и пись­мен­ные за­яв­ле­ния о прес­тупле­ни­ях при­нима­ют­ся в пра­во­ох­ра­нитель­ных ор­га­нах не­зави­симо от мес­та и вре­мени со­вер­ше­ния прес­тупле­ния круг­ло­суточ­но.

В де­жур­ной час­ти ор­га­на внут­ренних дел или при­ем­ной ор­га­нов про­кура­туры Вас обя­заны выс­лу­шать и при­нять со­об­ще­ние  в уст­ной или пись­мен­ной фор­ме, при этом Вам сле­ду­ет по­ин­те­ресо­вать­ся фа­мили­ей, долж­ностью и ра­бочим те­лефо­ном сот­рудни­ка, при­няв­ше­го со­об­ще­ние.

Вы име­ете пра­во по­лучить ко­пию сво­его за­яв­ле­ния с от­меткой о ре­гист­ра­ции его в пра­во­ох­ра­нитель­ном ор­га­не или та­лон-уве­дом­ле­ние, в ко­тором ука­зыва­ют­ся све­дения о сот­рудни­ке, при­няв­ше­го со­об­ще­ние, и его

под­пись, ре­гист­ра­ци­он­ный но­мер, на­име­нова­ние, ад­рес и те­лефон пра­во­ох­ра­нитель­но­го ор­га­на, да­та при­ема со­об­ще­ния.

ПО­РЯДОК ПО­ВЕДЕ­НИЯ МУ­НИЦИ­ПАЛЬ­НЫХ СЛУ­ЖАЩИХ

ПРИ ВОЗ­НИКНО­ВЕНИИ КОНФ­ЛИК­ТА ИН­ТЕ­РЕСОВ

Обя­зан­ностью му­ници­паль­но­го слу­жаще­го яв­ля­ет­ся пре­дотв­ра­щение и пре­одо­ление кор­рупци­он­но опас­ных си­ту­аций.

Кор­рупци­он­но опас­ной яв­ля­ет­ся лю­бая си­ту­ация в слу­жеб­ном по­веде­нии му­ници­паль­но­го слу­жаще­го, со­дер­жа­щая конф­ликт ин­те­ресов.

Конф­ликт ин­те­ресов воз­ни­ка­ет, ког­да му­ници­паль­ный слу­жащий име­ет лич­ную за­ин­те­ресо­ван­ность, ко­торая вли­яет или мо­жет пов­ли­ять на объек­тивное и бесп­рис­траст­ное ис­полне­ние им сво­их слу­жеб­ных обя­зан­ностей.

Лич­ной за­ин­те­ресо­ван­ностью му­ници­паль­но­го слу­жаще­го приз­на­ет­ся лю­бая вы­года не­пос­редс­твен­но для не­го или для чле­нов его семьи и родс­твен­ни­ков, а так­же для дру­гих граж­дан или ор­га­низа­ций, в от­но­шении ко­торых он име­ет лю­бые фи­нан­со­вые или граж­данс­кие обс­то­ятель­ства.

Воз­можные си­ту­ации кор­рупци­он­ной нап­равлен­ности

Ре­комен­да­ции по пра­вилам по­веде­ния в дан­ной си­ту­ации

По­луче­ние пред­ло­жений об учас­тии кри­миналь­ной груп­пи­ров­ке

В хо­де раз­го­вора пос­та­рать­ся за­пом­нить:

- ка­кие тре­бова­ния ли­бо пред­ло­жения выд­ви­га­ет дан­ное ли­цо;

- дей­ству­ет са­мос­то­ятель­но или выс­ту­па­ет в ро­ли пос­редни­ка;

- как, ког­да и ко­му с ним мож­но свя­зать­ся;

- за­фик­си­ровать при­меты ли­ца и осо­бен­ности его ре­чи (го­лос, про­из­но­шение, ди­алект, темп ре­чи, ма­нера ре­чи и др.);

- ес­ли пред­ло­жение пос­ту­пило по те­лефо­ну:

за­пом­нить зву­ковой фон (шу­мы ав­то­машин, дру­гого транс­пор­та, ха­рак­терные зву­ки, го­лоса и т.д.) дос­ловно за­фик­си­ровать его на бу­маге;

- пос­ле раз­го­вора не­мед­ленно со­об­щить в со­от­ветс­тву­ющие пра­во­ох­ра­нитель­ные ор­га­ны;

- не расп­рос­тра­нять­ся о фак­те раз­го­вора и его со­дер­жа­нии, мак­си­маль­но ог­ра­ничить чис­ло лю­дей, вла­де­ющих дан­ной ин­форма­ци­ей.

Про­вока­ция

Во из­бе­жание воз­можных про­вока­ций со сто­роны долж­нос­тных лиц про­веря­емой ор­га­низа­ции в пе­ри­од про­веде­ния конт­роль­ных ме­роп­ри­ятий ре­комен­ду­ет­ся:

- не ос­тавлять без прис­мотра слу­жеб­ное по­меще­ние, в ко­торых ра­бота­ют про­веря­ющие, и лич­ные ве­щи (одеж­да, порт­фе­ли, сум­ки и т.д.);

- по окон­ча­нии ра­боче­го дня слу­жеб­ные по­меще­ния ре­визи­он­ной груп­пы в обя­затель­ном по­ряд­ке опе­чаты­вать пе­чатя­ми ру­ково­дите­ля групп и предс­та­вите­лями про­веря­емой ор­га­низа­ции;

- в слу­чае об­на­руже­ния, пос­ле ухо­да по­сети­теля, на ра­бочем мес­те или в лич­ных ве­щах ка­ких-ли­бо пос­то­рон­них пред­ме­тов, не предп­ри­нимая ни­каких са­мос­то­ятель­ных дей­ствий, не­мед­ленно до­ложить ру­ково­дите­лю груп­пы или уп­равле­ния.

Ес­ли Вам пред­ла­га­ют взят­ку

- вес­ти се­бя край­не ос­то­рож­но, веж­ли­во, без за­ис­ки­вания, не до­пус­кая оп­ро­мет­чи­вых выс­ка­зыва­ний, ко­торые мог­ли бы трак­то­вать­ся взят­ко­дате­лем ли­бо как го­тов­ность, ли­бо как ка­тего­ричес­кий от­каз при­нять взят­ку;

- вни­матель­но выс­лу­шать и точ­но за­пом­нить пред­ло­жен­ные Вам ус­ло­вия (раз­ме­ры сумм, на­име­нова­ние то­варов и ха­рак­тер ус­луг, сро­ки и спо­собы пе­реда­чи взят­ки, фор­ма ком­мерчес­ко­го под­ку­па, пос­ле­дова­тель­ность ре­шения воп­ро­сов);

- не бе­рите ини­ци­ати­ву в раз­го­воре на се­бя, боль­ше «ра­ботай­те на при­ем», поз­во­ляй­те по­тен­ци­аль­но­му взят­ко­дате­лю «вы­гово­рить­ся», со­об­щать Вам как мож­но

боль­ше ин­форма­ции;

-до­ложить о дан­ном фак­те слу­жеб­ной за­пис­кой ру­ково­дите­лю уп­равле­ния;

- об­ра­тить­ся с пись­мен­ным или уст­ным со­об­ще­ни­ем о го­товя­щем­ся прес­тупле­нии в пра­во­ох­ра­нитель­ные ор­га­ны.

Уг­ро­за жиз­ни и здо­ровью

Ес­ли на му­ници­паль­но­го слу­жаще­го ока­зыва­ет­ся отк­ры­тое дав­ле­ние или осу­щест­вля­ет­ся уг­ро­за его жиз­ни и здо­ровью или чле­нам его семьи со сто­роны сот­рудни­ков про­веря­емой ор­га­низа­ции, ли­бо от дру­гих лиц ре­комен­ду­ет­ся:

- по воз­можнос­ти скрыт­но вклю­чить за­писы­ва­ющее уст­рой­ство;

- с уг­ро­жа­ющи­ми дер­жать се­бя хлад­нокров­но, а ес­ли их дей­ствия ста­новят­ся аг­рессив­ны­ми, со­об­щить об уг­ро­зах в пра­во­ох­ра­нитель­ные ор­га­ны и ру­ково­дите­лю, выз­вать ру­ково­дите­ля про­веря­емой ор­га­низа­ции;

- в слу­чае ес­ли уг­ро­жа­ют в спо­кой­ном то­не (без приз­на­ков аг­рессии) и выд­ви­га­ют ка­кие-ли­бо ус­ло­вия, вни­матель­но выс­лу­шать их, за­пом­нить внеш­ность уг­ро­жа­ющих и по­обе­щать по­думать над их пред­ло­жени­ем;

- не­мед­ленно до­ложить о фак­те уг­ро­зы сво­ему ру­ково­дите­лю и на­писать за­яв­ле­ние в пра­во­ох­ра­нитель­ные ор­га­ны с под­робным из­ло­жени­ем слу­чив­ше­гося;

- в слу­чае пос­тупле­ния уг­роз по те­лефо­ну по воз­можнос­ти оп­ре­делить но­мер те­лефо­на, с ко­торо­го пос­ту­пил зво­нок, и за­писать раз­го­вор на дик­то­фон;

- при по­луче­нии уг­роз в пись­мен­ной фор­ме не­об­хо­димо при­нять ме­ры по сох­ра­нению воз­можных от­пе­чат­ков паль­цев на бу­маге (кон­верте), вло­жив их в плот­но зак­ры­ва­емый по­ли­эти­лено­вый па­кет.

Конф­лик­ты ин­те­ресов

- вни­матель­но от­но­сить­ся к лю­бой воз­можнос­ти конф­лик­та ин­те­ресов;

- при­нять ме­ры по пре­дотв­ра­щению конф­лик­та ин­те­ресов;

- со­об­щить не­пос­редс­твен­но­му ру­ково­дите­лю о лю­бом ре­аль­ном или по­тен­ци­аль­ном конф­лик­те ин­те­ресов;

- при­нять ме­ры по пре­одо­лению воз­никше­го конф­лик­та ин­те­ресов са­мос­то­ятель­но или по сог­ла­сова­нию с ру­ково­дите­лем;

- под­чи­нить­ся ре­шению по пре­дотв­ра­щению или пре­одо­лению конф­лик­та ин­те­ресов.

Ин­те­ресы вне му­ници­паль­ной служ­бы

- му­ници­паль­ный слу­жащий не дол­жен до­бивать­ся воз­можнос­ти осу­щест­влять де­ятель­ность (воз­мезд­но или без­возмезд­но), за­нимать долж­ность, не­сов­мести­мые в со­от­ветс­твии с за­коно­датель­ством о му­ници­паль­ной служ­бе, а так­же осу­щест­влять раз­ре­шен­ную де­ятель­ность, за­нимать долж­нос­ти, ес­ли они мо­гут при­вес­ти к конф­лик­ту ин­те­ресов;

-  му­ници­паль­ный слу­жащий обя­зан, преж­де чем сог­ла­шать­ся на за­меще­ние ка­ких бы то ни бы­ло долж­нос­тей вне му­ници­паль­ной служ­бы, сог­ла­совать этот воп­рос со сво­им не­пос­редс­твен­ным ру­ково­дите­лем.

По­дар­ки

- му­ници­паль­ный слу­жащий не дол­жен ни про­сить, ни при­нимать по­дар­ки (ус­лу­ги, приг­ла­шения и лю­бые дру­гие вы­годы), пред­назна­чен­ные для не­го или для чле­нов его семьи, родс­твен­ни­ков, а так­же для лиц или ор­га­низа­ций, с ко­торы­ми му­ници­паль­ный слу­жащий име­ет или имел от­но­шения, спо­соб­ные пов­ли­ять или соз­дать ви­димость вли­яния на его бесп­рис­траст­ность, стать воз­награж­де­ни­ем или соз­дать ви­димость воз­награж­де­ния, име­юще­го от­но­шение к вы­пол­ненным слу­жеб­ным обя­зан­ностям;

- обыч­ное гос­тепри­имс­тво и лич­ные по­дар­ки в до­пус­ка­емых фе­дераль­ны­ми за­кона­ми фор­мах и раз­ме­рах так­же не долж­ны соз­да­вать конф­ликт ин­те­ресов или его ви­димость;

- му­ници­паль­ный слу­жащий мо­жет при­нимать по­дар­ки как част­ное ли­цо т.е. не в свя­зи с долж­нос­тным по­ложе­ни­ем или в свя­зи с ис­полне­ни­ем долж­нос­тных обя­зан­ностей.

От­но­шение к не­над­ле­жащей вы­годе

Ес­ли му­ници­паль­но­му слу­жаще­му пред­ла­га­ет­ся не­над­ле­жащая вы­года, то с целью обес­пе­чения сво­ей бе­зопас­ности он обя­зан при­нять сле­ду­ющие ме­ры:

- от­ка­зать­ся от не­над­ле­жащей вы­годы;

- из­бе­гать дли­тель­ных кон­тактов, свя­зан­ных с пред­ло­жени­ем не­над­ле­жащей вы­годы;

- в слу­чае ес­ли не­над­ле­жащую вы­году нель­зя ни отк­ло­нить, ни возв­ра­тить отп­ра­вите­лю, она долж­на быть пе­реда­на со­от­ветс­тву­ющим ор­га­нам;

- до­вес­ти факт пред­ло­жения не­над­ле­жащей вы­годы до све­дения не­пос­редс­твен­но­го ру­ково­дите­ля;

- про­дол­жить ра­боту в обыч­ном по­ряд­ке, в осо­бен­ности с де­лом, в свя­зи с ко­торым бы­ла пред­ло­жена не­над­ле­жащая вы­года.

Уяз­ви­мость му­ници­паль­но­го слу­жаще­го

- му­ници­паль­ный слу­жащий в сво­ем по­веде­нии не дол­жен до­пус­кать воз­никно­вения или соз­да­ния си­ту­аций или их ви­димос­ти, ко­торые мо­гут вы­нудить его ока­зать

вза­мен слу­жеб­но­го по­ложе­ния ус­лу­гу или пред­почте­ние дру­гому ли­цу или ор­га­низа­ции.

Зло­упот­ребле­ние слу­жеб­ным по­ложе­ни­ем

- му­ници­паль­ный слу­жащий не дол­жен пред­ла­гать ни­каких ус­луг, ока­зания пред­почте­ния или иных вы­год, ка­ким-ли­бо об­ра­зом, свя­зан­ных с его по­ложе­ни­ем в ка­чест­ве му­ници­паль­но­го слу­жаще­го, ес­ли у не­го нет на это за­кон­но­го ос­но­вания;

- му­ници­паль­ный слу­жащий не дол­жен пы­тать­ся вли­ять в сво­их ин­те­ресах на ка­кое бы то ни бы­ло ли­цо или ор­га­низа­цию, в том чис­ле и на дру­гих му­ници­паль­ных слу­жащих, поль­зу­ясь сво­им слу­жеб­ным по­ложе­ни­ем или пред­ла­гая им не­над­ле­жащую вы­году.

Ис­поль­зо­вание ин­форма­ции

- му­ници­паль­ный слу­жащий мо­жет со­об­щить и ис­поль­зо­вать слу­жеб­ную ин­форма­цию толь­ко при соб­лю­дении дей­ству­ющих в му­ници­паль­ном ор­га­не норм и тре­бова­ний, при­нятых в со­от­ветс­твии с фе­дераль­ны­ми за­кона­ми;

- му­ници­паль­ный слу­жащий обя­зан при­нимать со­от­ветс­тву­ющие ме­ры для обес­пе­чения га­ран­тии бе­зопас­ности и кон­фи­ден­ци­аль­нос­ти или (и) ко­торая ста­ла из­вест­на ему в свя­зи с ис­полне­ни­ем слу­жеб­ных обя­зан­ностей;

- му­ници­паль­ный слу­жащий не дол­жен стре­мить­ся по­лучить дос­туп к слу­жеб­ной ин­форма­ции, не от­но­сящей­ся к его ком­пе­тен­ции;

- му­ници­паль­ный слу­жащий не дол­жен ис­поль­зо­вать не по наз­на­чению ин­форма­цию, ко­торую он мо­жет по­лучить при ис­полне­нии сво­их слу­жеб­ных обя­зан­ностей или в свя­зи с ни­ми;

- му­ници­паль­ный слу­жащий не дол­жен за­дер­жи­вать офи­ци­аль­ную ин­форма­цию, ко­торая мо­жет или долж­на быть пре­дана глас­ности.

Ин­те­ресы пос­ле прек­ра­щения му­ници­паль­ной служ­бы

- му­ници­паль­ный слу­жащий не дол­жен ис­поль­зо­вать свое на­хож­де­ние на му­ници­паль­ной служ­бе для по­луче­ния пред­ло­жений ра­боты пос­ле ее за­вер­ше­ния;

- му­ници­паль­ный слу­жащий не дол­жен до­пус­кать, что­бы перс­пек­ти­ва дру­гой ра­боты спо­собс­тво­вала ре­аль­но­му или по­тен­ци­аль­но­му конф­лик­ту ин­те­ресов, и в этой свя­зи

обя­зан:

1. не­замед­ли­тель­но до­ложить не­пос­редс­твен­но­му ру­ково­дите­лю о лю­бом конк­рет­ном пред­ло­жении ра­боты

пос­ле за­вер­ше­ния му­ници­паль­ной служ­бы, ко­торое мо­жет при­вес­ти к конф­лик­ту ин­те­ресов, и при­нять сог­ла­сован­ное ре­шение о сов­мести­мос­ти пред­ло­жения с даль­ней­шим про­хож­де­ни­ем му­ници­паль­ной служ­бы;

2. со­об­щить ру­ково­дите­лю о сво­ем сог­ла­сии на пред­ло­жение ра­боты и при­нять ме­ры к не­допу­щению воз­никно­вения конф­лик­та ин­те­ресов;

3. быв­ший му­ници­паль­ный слу­жащий не дол­жен дей­ство­вать от име­ни, ка­кого бы то бы­ло ли­ца или ор­га­низа­ции в де­ле, по ко­торо­му он дей­ство­вал или кон­суль­ти­ровал от име­ни му­ници­паль­ной служ­бы, что да­ло бы до­пол­ни­тель­ные пре­иму­щест­ва это­му ли­цу или этой ор­га­низа­ции;

4. быв­ший му­ници­паль­ный слу­жащий не дол­жен ис­поль­зо­вать или расп­рос­тра­нять кон­фи­ден­ци­аль­ную ин­форма­цию, по­лучен­ную им в ка­чест­ве му­ници­паль­но­го слу­жаще­го, кро­ме слу­ча­ев спе­ци­аль­но­го раз­ре­шения на ее ис­поль­зо­вание в со­от­ветс­твии с за­коно­датель­ством.

От­но­шения с быв­ши­ми му­ници­паль­ны­ми слу­жащи­ми

- му­ници­паль­ный слу­жащий не дол­жен ока­зывать осо­бое вни­мание быв­шим му­ници­паль­ным слу­жащим и пре­дос­тавлять им дос­туп в му­ници­паль­ный ор­ган, ес­ли это мо­жет соз­дать конф­ликт ин­те­ресов.